Партнер MerliOnCloud, Mail.Ru Cloud Solutions, рассказал изданию РБК о том, как бизнес использует облака сегодня и что препятствует миграции данных в них

Рекомендуем статью к прочтению.

Автор: Илья Летунов, руководитель облачной платформы Mail.Ru Cloud Solutions

Издание: РБК



Илья Летунов, руководитель облачной платформы Mail.Ru Cloud Solutions (официальным дистрибьютором которого является MerliOnCloud) рассказал изданию РБК о своем видении облачного рынка, тенденциях и прогнозах. Рекомендуем статью к прочтению.

Сервисы платформы Mail.Ru Cloud Solutions доступны всем партнерам и клиентам MerliOnCloud: https://mcs.mail.ru/.

Mail.Ru Group — об облачном рынке на пороге 2020 года

По прогнозам, к 2023 году объем российского рынка облачных услуг может приблизиться к $1 млрд. Илья Летунов, руководитель Mail.Ru Cloud Solutions — о том, как бизнес использует облака сегодня и что препятствует миграции данных в них

Компании из традиционных индустрий сегодня имеют мощное ИТ-крыло: офлайн-магазины умеют продавать онлайн, а сервисы такси предсказывают загрузку дорог. У бизнеса есть понимание пользы облаков. Практически любое предприятие среднего и крупного бизнеса в той или иной степени применяет облачные технологии. Компании переходят к принципу cloud only («только облака»), то есть в качестве сценария развития своего бзнеса рассматривают исключительно облачные варианты построения инфраструктуры. По прогнозам Gartner, в 2019 году около трети инвестиций технологических компаний придется именно на продукты cloud only.

К 2023 году объем российского рынка облачных услуг может вырасти на 23,6%,  до $994 млн, согласно данным исследования компании IDC. Как отмечают аналитики, основной причиной роста популярности публичных облаков стала возможность внедрения на их базе инновационных технологий, в том числе аналитики больших данных, искусственного интеллекта и интернета вещей.

Облако может стать базой цифровой трансформации отдельных компаний и целых отраслей: агрегация и «умный» анализ данных создает новую ценность практически в любой сфере, от ретейла до банкинга, от медицины до медиа.

E-commerce и ретейл: отказоустойчивость онлайн-магазина

Нагрузка на порталы и сервисы электронной коммерции и ретейла подвержена перепадам — непредсказуемые пики, сезонные изменения, всплески в период распродаж. Спрос во время удачной кампании может обрушить сайт — и в «черную пятницу» такое случается регулярно. В прошлом году сайты падали у Walmart, Lululemon и Ulta. Бренду J.Crew пять часов простоя сайта обошлись в $775 тыс.

Строить «дома» (in house, в частном дата-центре) отказоустойчивую инфраструктуру, которая будет выдерживать пиковые нагрузки, дорого. Для этого придется закупить дополнительные серверы, которые будут простаивать большую часть времени и использоваться только в горячие периоды — условно пару дней в месяц во время рекламных кампаний и распродаж. Запасные серверы нужно будет обслуживать, так что к расходам на «железо» добавится зарплата инженеров.

В облаках проблема пиков и спадов посещаемости решается автоматическим масштабированием. Облачные сервисы умеют раскидывать запросы пользователей на разные дата-центры и автоматически увеличивать и уменьшать мощность арендуемых у провайдера виртуальных ресурсов. Когда нужно, мощность вырастает на порядки, а затем снижается, чтобы не пришлось переплачивать за неиспользуемые ресурсы.

Провайдеры приложений: автоматизация разработки софта

Google Analytics, «Битрикс24», Skype для бизнеса и другие приложения, которые работают по модели SaaS (приложение как сервис), имеют две общие черты. Во-первых, они постоянно обновляются. Рост скорости вывода на рынок (time to market) — критичный фактор конкуренции. Вторая особенность: если SaaS падает, об этом пишут в новостях.

Между этих двух огней — добавить новую функцию раньше конкурентов, быстрее исправить ошибки и при этом не сломаться — живет разработка SaaS.

С помощью инфраструктуры в облаке можно автоматизировать многие операции по тестированию кода, сборке приложений из компонентов, доставке до пользователей в виде обновлений. Условный Microsoft в силу мощной ИТ-экспертизы и технической базы может позволить себе построить все это «дома», нанять людей для рутинного администрирования серверов и сетей, сред виртуализации, контейнеров, баз данных и других низкоуровневых элементов ИТ-инфраструктуры. Для обычных компаний-разработчиков это не представляется возможным.

Особенную ценность для разработки несут платформенные сервисы (PaaS, то есть платформа как сервис): настроенные и готовые к использованию контейнеры, базы данных, системы обучения нейросетей и работы с данными. С помощью таких «кубиков лего» даже маленький стартап с несколькими разработчиками может построить автоматизированную инфраструктуру разработки в облаке. По словам экспертов Gartner, около 50% того, что провайдеры предлагают в виде PaaS, получить как-то еще, не в облаке, невозможно.

Здравоохранение: хранение персональных данных

Цифровые массивы медицинских данных представляют собой чувствительную информацию, обращение с которой строго регулируется. Облачные провайдеры уже умеют настраивать облака для работы с данными в режиме, нужном конкретному ведомству или компании.

Провайдеры предлагают решения, выполняющие требования 152-ФЗ «О персональных данных». При этом медицинская компания может хранить идентифицирующие пациентов данные «дома» в ЦОДе, а высокотехнологичную обработку уже обезличенных данных проводить в облаке. Облака также упрощают взаимодействие фармацевтических компаний с другими организациями. Например, Pfizer использует облачную платформу для хранения конфиденциальной медицинской информации лабораторий-партнеров.

Мультимедиа: раздача контента

У медиасервисов, как и у ретейлеров, бывают свои пики посещаемости. Желающие посмотреть первую серию последнего сезона «Игры престолов» обрушили сайт «Амедиатеки». Выход серии задержался всего на 40 минут. В «Амедиатеке» заявили, что пятикратно увеличили количество оборудования на сервисе, но оно все равно не справилось с наплывом фанатов сериала. Cоцсети были переполнены негативными отзывами. Сервису пришлось откупаться от негодующих пользователей промокодами.

В облаках для востребованных медиаданных — видео, фото, аудио — есть специальные объектные хранилища: к видео в таком хранилище могут одновременно обращаться миллионы пользователей без проблем с доступом.

Финансы, банки, страхование: интеллектуальный анализ

Эти некогда консервативные отрасли сегодня вырвались в технологический авангард благодаря внедрению новейших технологий. Банки начинают доверять публичному облаку: например, в JPMorgan заявили, что готовы хранить в облаке высококонфиденциальную информацию.

Но даже тем компаниям, которые еще хранят конфиденциальные данные у себя, публичное облако помогает постоянно тестировать новые идеи и решения в области предиктивной аналитики, анализа больших данных и искусственного интеллекта.

Ценность быстрого тестирования и внедрения новых технологий — в том, что даже небольшой выигрыш по марже благодаря машинной оптимизации в итоге дает гигантский выигрыш на масштабе всей клиентской базы.

Наконец, из-за умеренной модернизации в предыдущие годы организации в сфере финансов, банков и страхования могут значительно сократить расходы просто за счет автоматизации многих рутинных операций, которую может обеспечить переход в облака. По расчетам McKinsey, 75–80% транзакционных операций (таких как обработка платежей) и до 40% более стратегических задач (финансовый контроль, финансовое планирование) можно автоматизировать.

Облака для всех

Кроме перечисленных выше сфер применения, в любой отрасли облака можно использовать еще несколькими способами:

Модернизация ИТ-систем и переход на современную архитектуру

Перевод приложений из традиционного вида «монолитов» (приспособленных к работе на железных серверах) в более современный формат микросервисов (изолированных компонентов приложения в облаке). Микросервисы приспособлены к трендам цифровизации, устойчивости к большим нагрузкам, интегрируемости и быстрых обновлений.

Готовые элементы ИТ-систем

PaaS (приложения как сервисы) и приложения в маркетплейсах — это «кубики лего» для инфраструктуры. Это могут быть базы данных, среды обучения нейросетей, системы мониторинга, контейнеры для приложений и многое другое. Администраторы ИТ-систем могут развертывать их в несколько кликов уже в настроенном виде: в PaaS’ах «упакована» экспертиза их провайдеров по настройке платформ.

Песочницы для MVP (минимально жизнеспособный продукт)

Чтобы проверить в бою бизнес-гипотезу (скажем, «умную» обработку данных о транзакциях), часто нужна мощная инфраструктура с настроенными средами обработки данных, но всего на несколько часов. В облаке ее можно арендовать на это время, а в случае успеха уже думать о покупке капитальных мощностей.

Что препятствует переходу в облако

Вот несколько главных причин, которые пока что «прошиты в ДНК» российских потребителей.

Уже безопасно, но осадок остался. Первые облака были не так хороши и, к сожалению, создали плохую репутацию. Например, в 2010 году произошла утечка данных из облачного сервиса Microsoft. Оказалось, что система авторизации имела некоторые уязвимости, получить доступ к ней мог каждый, чем и воспользовались злоумышленники. С тех пор облачные сервисы ушли далеко вперед — сегодня безопасность у любого облака выше, чем у частных инфраструктур.

Те, кто может дать старт миграции данных, не хотят этого делать. Выигрыш от перехода в облако хорошо понимают в ИТ-службе. Но облако частично замещает ее функции, поэтому руководство ИТ-службы может сопротивляться изменениям. Устаревшие ИТ-системы трудно перевести в облако. Они построены на уникальных архитектурах, без учета возможности ухода в облако. Их миграция требует переработки многих приложений, специфической экспертизы и в моменте выедает ресурсы. Однако они отобьются в будущем.

Облака для бизнеса или бизнес для облаков?

У любого современного бизнеса есть задачи, которые нужно отдать в облако. Наиболее распространенные из них:

  • создание резервной площадки для инфраструктуры;
  • борьба с пиковыми нагрузками и выделение ресурсов под временные проекты;
  • хранение и интеллектуальный анализ больших данных.

В долгосрочной перспективе компании, которые правильно переведут в облако ИТ-инфраструктуру или ее отдельные компоненты, обойдут конкурентов. Они смогут сфокусироваться на бизнес-задачах, не распыляясь на поддержку инфраструктуры. Прогресс начался со специализации — и в этом главный бизнес-смысл использования публичных облаков.

Источник: https://pro.rbc.ru/demo/5da580519a7947a0a6e4596d?fbclid=IwAR1cyRknKe2ZxoKW5iatzI-FGMiFLrBxTVP2qwEOEDlVmr2mIcT9zqJyngc

Сервис обратного звонка RedConnect